Исследование и создание системы городской транспортной навигации Иркутска, пожалуй, самый системный, сложный и неоднозначный проект за всю историю нашей компании. Будем надеяться, что успешная реализация данного проекта оправдала ту дерзость, с которой мы «залезли» на это поле, выиграв данный тендер. Полученный уникальный опыт по-праву ставит нас на одну ступень с немногочисленными экспертами в данной области, тогда как вопросы транспортной навигации, как и вообще вопросы дизайна городской среды и брендинга территории, — весьма актуальные и важные вопросы, в решении которых заинтересован каждый регион, а особенно регионы, испытывающие увеличивающийся приток внешних туристов (как из России, так и из-за рубежа). Таким регионом является Иркутск, в котором по данным местного отдела туризма городской администрации приток туристов из Китая в 2016 году увеличился более чем вдвое по сравнению с предыдущим годом.
Разумеется, такие проекты не делаются быстро, но у нас было всего 2 месяца. И в этой связи хочется казать огромное спасибо представителю заказчика, а также субподрядчикам из Иркутска — Агентству развития территорий «Градостроительная школа», а особенно — активисту и общественному деятелю из Иркутска Федору Желудкову, без чьего энтузиазма, всесторонней компетентности и перфекционизма мы бы совершенно точно не справились.
Эти 2 месяца мы работали над проектом практически в режиме нон-стоп, осмысливая многие вещи, погружаясь в процесс и предлагая различные варианты, предлагая и споря в поисках правды. И надеемся, что все это не прошло даром, ведь наши разработки уже в 2017 году должны серьезно интегрироваться в коммуникацию города Иркутска с населением, приезжими и туристами.
Итак, расскажем немного о том, что именно мы сделали в рамках данного проекта.
Во-первых, нашим разработкам предшествовал серьезный объем аналитической работы. Мы провели 5 видов различных исследований, прежде чем приступить к практической реализацией. Такими исследованиями были:
— полевое исследование городской транспортной навигации;
— кабинетное исследование мирового и отечественного опыта городской транспортной навигации;
— экспертное интервью о выявление мнений в отношении дальнейших творческих и инженерных разработок;
— организация Онлайн-обсуждения темы транспортной навигации Иркутска на местных Интернет-ресурсах. Анализ данных;
— исследование особенностей работы геолокационных сервисов.
Данные исследования дали массу полезного материала, который мы отразили в итоговом отчете, а также в практических разработках.
А вот фрагмент одного из экспертных интервью с дизайнером Александром Караваевым, дизайнером студии Артемия Лебедева, одним из разработчиков официальной схемы челябинских трамваев:
В ходе экспертного интервью были опрошены известные специалисты-эксперты в области брендинга территорий, имена которых хочется упомянуть, еще раз выразив им свою искреннюю благодарность за оказанную помощь.
После комплексной обработки данных исследований мы приступили к практическим наработкам. Вначале мы сделали попытку создать единую схему городского общественного транспорта Иркутска, отобразив на одной схеме автобусы, троллейбусы и трамваи.
Сложность этой задачи помимо комплексности состояла еще и в том, что одни и те же остановки, с одинаковым названием, но для автобуса и трамвая, могли находится в разных местах, на расстоянии 500 м. друг от друга и даже на разных улицах. Еще довольно трудно было разгрузить центр (одни только 7 остановок с названием «Центральный рынок», расположенные в разных местах, на которых останавливаются разные маршруты транспорта, говорят о сложности данного проекта). Мы вышли из этой задачи путем игнорирования несущественных остановок и визуального разнесения близких объектов. Что ж, приходится чем-то жертвовать, но потери оказались минимальны.
К слову, во всех наших разработках использовался фирменный шрифт Иркутск, разработанный специально для города известным иркутским дизайнером-шрифтовиком, а также уникальные карты, отрисованные нашим партнером «Агентством развития территории «Градостроительная школа» в выполненных раньше проектах.
Обратим ваше внимание, что на схеме трамвайные и троллейбусные маршруты имеют цветовую кодировку, а автобусные показаны серым цветом. Такое решение было заимствовано у дизайнера студии Ильи Бирмана Александра Караваева, который помог нам в качестве эксперта, дав интервью. При создании схемы транспорта и отдельных его элементов (обозначения остановок, пропорции линий, ориентация на географические объект с указанием основных ориентиров и т.п.), мы также опирались на опыт транспортных схем Лондона, Парижа, Чикаго и др., выбранных нами в качестве наиболее полезных в ходе исследовательской части проекта.
Также просим обратить внимание, что в ходе проекта все остановочные пункты Иркутска (а их суммарно около 660 шт.) были транслитерированы на английский и китайский языки. Транслитерация осуществлялась с привлечением специалистов-экспертом.
Далее были выполнены другие навигационные макеты системы городского общественного транспорта Иркутска, а именно, макет схемы маршрута внутри транспорта, макет таблички с указанием номера маршрута, предложен вариант макетирования расписания, а также табличка с названием остановочного павильона. Также разработаны и описаны рекомендации к звуковой системе информирования, рекомендации по совершенствованию маршрутной сети.
Обращаем внимание, что на табличках везде ключевые надписи представлены на 3-х языках, а в качестве идентификаторов активно используется цветовое кодирование и пиктограммы, которые также специально были разработаны для Иркутска в ранних проектах городской навигации. Вы можете также видеть, как нам удалось распутать непростую ситуацию, показав маршрут, имеющий лишь одну конечную точку и меняющий несколько раз направления движения.
Также в остановках активно используются цифры для того, чтобы обозначить конкретную остановку применительно к карте (мы увидим это ниже при рассмотрении макета стелы), а также квадраты и треугольники, делящие город на 8 районов, обозначающие те районы, где проходит данный маршрут. Идея такого кодирования состояла в том, чтобы жители города Иркутска прежде всего привыкли к таким обозначениям и смогли быстро и беспроблемно ориентироваться в городе (а исследования показали, что и у местных жителей есть проблемы с ориентированием и построением маршрутов).
Интересной и важной разработкой стал также макет навигационной транспортной стелы.
Стела вызвала больше всего разногласий и обсуждений в нашей рабочей группе. И это немудрено, т.к. на ней нужно было вместить максимум информации, при том что размеры ее весьма ограничены ее же свойствами (учитывая тот факт, что администрация города Иркутска заложила в бюджет и ближайшее время планы только на установку стел, именно стела должна была стать центральным элементом ориентирования даже в тех местах, где физически не установлен даже остановочный павильон).
Важным также явилось место установки стелы. В большинстве случаев стелы должны устанавливаться либо перпендикулярно проезжей части несколько до самого остановочного кармана или павильона по ходу движения, чтобы посетитель остановки мог считывать информацию и ориентироваться в подъезжающих маршрутах, либо параллельно проезжей части, направленная информационной стороной от проезжей части к тротуару.
Касаемо дизайна стелы, важно отметить, что она формировалась из следующих блоков:
- маркер (пиктограммы видов транспорта, которые останавливаются, название остановки на трёх языках);
- указатели к точкам интереса и улицам (блок, аналогичный пешеходной стеле);
- общий план города с указанием районов (для понимания места человека в городе, и представления, где точки входа);
- карта пятиминутной доступности (для понимания, где находятся ближайшие остановки на перекрёстке и построения маршрута к точкам интереса);
- перечень точек интереса;
- единая схема транспорта;
- список остановок, на которые можно доехать отсюда (перечень), пиктограммы;
- схема каждого маршрута, проходящего через остановку с индикацией, какие маршруты в какую сторону (здесь указано, сколько примерно времени ехать от остановки до остановки);
- указание, как отсюда доехать до вокзала, аэропорта, автовокзала и пристани «Ракета», включая построение маршрута с пересадкой;
- указание, сколько стоит проезд и как его оплатить;
- телефоны экстренных служб и ИТС, указан телефон горячей линии департамента транспорта.
Сбоку стелы содержалось название остановочного павильона, на котором она установлена, написанное шрифтом Брайля для слабовидящих. Вверху стелы — ее циферный маркер и название. Стоит отметить, что первые варианты стелы не подразумевают подсветку, тогда как в последующих можно эту подсветку и предусмотреть (решение о подсветке является более уместным, однако ограниченный мунициальный бюджет накладывает ограничения на данную полезную опцию).
Дальнейшие навигационные блоки хоть и кажутся на первый взгляд мало понятными, однако они очень информативны и по мере выработки привычки их пользованием показывали в фокус-группах хорошие результаты, облегчающие навигацию в непростом транспортном потоке Иркутска. Стоит отметить, что все навигационные макеты мы тестировали на фокус-группах, в полевых условиях, строили ментальные карты, проводили онлайн-опросы на популярных порталах Иркутского сегмента Рунета.
Далее были сделаны чертежи стелы и сделана смета ее создания в программе «Гранд-смета».
Результатом работ, описывающим все наши действия, полученные выводы и разработанные макеты, стал многостраничный отчет с многочисленными приложениями, сверстанный также нашими дизайнерами.
Превью отчета вы можете посмотреть тут.
Если вас заинтересовала наша работа или вы являетесь представителем региона, которому наша работа также может быть полезна, вы можете связаться с нами любым из методов, доступных на этом сайте, и мы с удовольствием продолжим общение, рассказав вам весь тот уникальный опыт, который мы получили, работая над столь интересным брендинговым проектом.
С уважением, Рекламно-производственная компания «Новая Марка».